НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС. "Последнее письмо"
Когда группа записывала «Последнее письмо», немногие участники процесса догадывались, что они присутствуют при рождении настоящего гимна перестроечного поколения.
...
Правда, Дмитрий Умецкий впоследствии говорил, что «всегда ориентировался на эту вещь, потому что композиция была однозначно сильной».
А вот Вячеслав Бутусов к песне в то время серьезно не относился. Да и как можно было рассчитывать на ажиотаж вокруг «Последнего письма», если оно впопыхах создавалось в довесок к уже готовому альбому «Невидимка». Он получился слишком коротким: двадцать пять минут вместо тридцати, оговоренных контрактом.
Музыканты, вооружившись одолженным синтезатором Yamaha-PS55, решили по-быстрому исправить ситуацию. Они собрались на квартире друзей, уехавших в отпуск, и принялись экспериментировать с «Последним письмом», текст и мелодия к которому уже были готовы.
Бутусов хотел исполнить песню в стиле "регги", но такого ритма в аппарате не было, поэтому остановились на "босанова".
📍В. Бутусов:
«У меня был набросок, который я хотел сделать в стиле raggae — это было модно тогда. Хотел, но не смог: времени не было.
А тут взял Yamaha PS-55 — была у нас такая клавишная, в ней были заложены уже ритмические эффекты, звуки всякие. Врубаешь, а там сразу все играет, и ты ничего поправить не можешь, ниче.
Врубили мы эту румбу, и думаем, во как круто — все играет как в шарманке. И я под эту румбу записал вокал. Вокал пришлось записывать дома, ночью, навесив вокруг одеяла и одежды для звукоизоляции».
_____________________
Автором слов «Последнего письма» является Вячеслав Бутусов (хотя, говорят, Дмитрий Умецкий тоже приложил к нему руку).
Лидер группы «Наутилус Помпилиус» называет песню «прощанием с детскими впечатлениями», с Америкой как мифом, олицетворением которой являются индейцы и ковбои.
Он писал ее от лица человека, который «стал взрослым и всему этому решил махнуть ручкой».
📍В. Бутусов:
«У меня было ощущение такого рода: по тем временам я воспринимал Америку как легенду, как миф какой-то. Миф, который мы сами себе и придумали, потому что реально мы не представляли себе, что там.
У меня ассоциации с Америкой были такие: Гойко Митич, как индеец, Фенимор Купер и так далее… А писал я от лица человека, который прощался с детством, он уходил в самостоятельное плавание. Я сам тогда уехал от родителей. Мне было 20 лет…
Мы серьезно к этой песне не относились, а слушатели почему-то наоборот отнеслись серьезно. Наши звукооператоры той поры, пытливые такие, послушали и сказали: «О, ну это хит будет». …Для меня успех этой композиции — загадка и по сей день».
_____________________
О безумной популярности «Последнего письма» говорить излишне. Достаточно вспомнить лишь о том, что на протяжении многих лет группа заканчивала ею все концерты.
Причем в конце восьмидесятых «наутилусы» завершали исполнение «Прощального письма», по одному уходя за кулисы и оставляя на сцене только саксофониста.